ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Устав автомобильного транспорта РСФСР
Устав автомобильного транспорта РСФСР определяет обязанности, права и ответственность находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций, других имеющих автомобили предприятий, организаций, учреждений, независимо от их ведомственной подчинённости, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся автомобильным транспортом.
Скачать...

Правила погрузки и разгрузки грузов
Требования к организации погрузочно-разгрузочных работ
Скачать...

Правила выдачи и переадресовки грузов
Правила выдачи грузов грузополучателю. Обязанности грузополучателя/грузоотправителя при приёмке/отправке груза. Ответственность перевозчика за порчу груза.
Скачать...

Правила приемки грузов к перевозке
Обязанности и права грузоотправителя при подготовке груза к перевозке. Обязанности и права перевозчика при приемке груза к перевозке.
Скачать...

Сложности оформления товарно-транспортных накладных
Если доставка товара неправильно оформлена, неприятностей избежать сложно.
Причм в таком случае проблемы будут не только с налоговиками, которые просто запретят списывать на расходы стоимость товаров. Неверно составленные или недостающие бумаги могут быть причиной для разбирательства и с органами внутренних дел. Поскольку при перевозке груза самый важный документ - товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т), рассмотрим подробно, как правильно её заполнить и как исправить наиболее часто встречающиеся ошибки
Скачать...

Наиболее часто задаваемые вопросы


Вопрос: Организация пользуется услугами транспортной фирмы. По факту осуществления перевозки перевозчик выставляет счёт-фактуру, сторонами подписывается акт об оказании услуг. Товарно-транспортные накладные и отрезная часть путевого листа перевозчиком не выдаются. Правомерно ли в отсутствие этих документов включать затраты на транспортные услуги в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения?

Ответ: На основании п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, должны быть в том числе документально подтверждены. При этом под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Как видим, речь идёт не только о налоговом законодательстве, но и о других отраслях, в частности о законодательстве о бухучёте, о гражданском законодательстве. Так, п.1 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (далее - Закон N 129-ФЗ) устанавливает, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт. Первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать соответствующие обязательные реквизиты (п.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ). В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении Унифицированных форм первичной учётной документации по учёту работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Унифицированные формы) для учёта движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) (далее - ТТН). При этом ТТН выписывается грузоотправителем в четырёх экземплярах, один из которых после фактического осуществления перевозки груза перевозчиком предъявляется грузоотправителю (заказчику) и служит основанием для расчёта за оказанные транспортные услуги. В случае если по условиям заключённого договора перевозки груза оплата услуг автотранспорта осуществляется по повременному тарифу, первичным документом, подтверждающим обоснованность расчётов за перевозки грузов, совместно с ТТН является путевой лист формы N 4-П. Данная форма путевого листа предусматривает наличие отрывного талона, который заполняется заказчиком и служит основанием для предъявления организацией-перевозчиком счета на оплату транспортных услуг (см. Унифицированные формы). Кроме того, требование об обязательном наличии ТТН при заключении договора перевозки содержится также в п.2 ст.785 Гражданского кодекса РФ, п.47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утверждённого Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12. Учитывая изложенное, по нашему мнению, наличие ТТН, а в отдельных случаях (в зависимости от условий оплаты услуг по договору перевозки) и отрывного талона к путевому листу формы N 4-П является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов на транспортные услуги.

А.В.Бутрим Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учёту и налогообложению



Вопрос: Достаточно ли для документального подтверждения транспортных услуг, оказанных наёмной организацией-перевозчиком при доставке товара покупателям, следующих документов: накладной ТОРГ-12, отрывного талона путевого листа 4-П организации - владельца автотранспорта, акта сдачи-приёмки оказанных услуг?

Ответ: В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление N 78) путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учёта, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учёта работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчётов за перевозки грузов.
Постановлением N 78 утверждена товарно-транспортная накладная, предназначенная для учёта движения товарно-материальных ценностей и расчётов за их перевозки автомобильным транспортом.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учёта транспортной работы и расчётов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырёх экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя, второй предназначен для грузополучателя, третий экземпляр прилагается к счёту за перевозку и служит основанием для расчёта с грузоотправителем, а четвёртый прилагается к путевому листу и служит основанием для учёта транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Таким образом, перечисленные в запросе документы (накладная по форме ТОРГ-12, отрывной талон путевого листа 4-П, акт сдачи-приёмки оказанных услуг) по формальным признакам являются достаточными для подтверждения факта оказания транспортной услуги, однако документальным подтверждением экономической связи оказанной транспортной услуги (перевозки груза) и определенной партии товара служить не могут.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона от 21.11.1996 "О бухгалтерском учёте" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными документами. Первичные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации.
В соответствии со ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществлённые налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Поэтому для признания в бухгалтерском и налоговом учёте затрат по доставке товара покупателю организация, по нашему мнению, должна иметь товарно-транспортную накладную установленной Постановлением N 78 формы (форма 1-Т).

Консультационный отдел МКПЦН



Вопрос: Не слишком ли я рискую, заказывая перевозку по программе "быстрый старт", ещё не имея заключённого договора с вашей компанией?

Ответ: Согласно Гражданскому кодексу (статья 785) наличие Товарно-транспортной накладной со стороны грузоотправителя и путевого листа со стороны перевозчика (согласно Уставу автомобильного транспорта) подтверждает наличие между ними договора перевозки груза.
Основы правового регулирования автоперевозок грузов определяются Гражданским Кодексом (ГК) РФ, а также Уставом Автомобильного Транспорта, который действует в части, не противоречащей нормам ГК (п. 2 ст. 784 ГК):
1. Коммерческие грузовые автоперевозки и иные транспортно-экспедиционные операции и услуги, связанные с перевозками, осуществляются автотранспортными предприятиями (АТП) и индивидуальными предпринимателями (ИП).
2. Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК), заключением которого является составление и выдача сторонам договора Товарно-Транспортных Накладных - ТТН (п. 2 ст. 785 ГК, ст. 47 УАТ).
3. Грузы, не оформленные по ТТН, к перевозке не принимаются (п. 2 ст. 785 ГК, ст. 47 УАТ).
4. Грузовладельцы несут ответственность за правильность и полноту сведений, указанных ими в ТТН, а перевозчик имеет право проверять правильность этих сведений (ст. 47 УАТ).
5. Типовые формы ТТН, путевых листов и правила их заполнения утверждаются в установленном порядке в соответствии с Типовой формой ТТН и Путевых листов (Постановление Совмина РСФСР от 16 мая 1980 года ? 253).
6. Функции экспедитора возлагаются на водителя автотранспортной организации (ИП) - шофёра-экспедитора (ст. ст. 49, 50 УАТ).
7. Перевозчик несёт ответственность за несохранность вверенного ему груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК, ст. 135 УАТ).
8. Отправитель, получатель груза обязаны возместить перевозчику убытки, происшедшие по их вине вследствие перегруза, повреждения подвижного состава, неправильной погрузки, упаковки, крепления груза (ст. 150 УАТ).
9. Соглашения транспортных организаций (и ИП) с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны (п. 2 ст. 793 ГК).
В этих документах зафиксированы стороны, вступающие во взаимоотношения по перевозке, и при этом вступают в действия все законодательные определения относительно взаимоотношений грузоотправителя и перевозчика имеющиеся в действующем законодательстве. Поскольку ответственность определена, а услуга предлагается в кредит, то заказ по программе "быстрый старт" ничем не отличается от стандартного заказа. При первом заказе Вам необходимо передать по факсу Ваши банковские реквизиты для последующего выставления счёта на оплату.

ГЛАВНАЯ | О КОМПАНИИ | УСЛУГИ И ЦЕНЫ | ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ВАКАНСИИ | КОНТАКТЫ
ООО "Догма" - диспетчерская служба автогрузовых перевозок
телефон: +7 (495) 775-90-53, 971-49-98 (факс) круглосуточно.
dsdogma.ru